(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

Разбор Слова Божьего (Деян.2:22-36)

ПРОПОВЕДЬ ПЕТРА В ИЕРУСАЛИМЕ

 (Ст.22). Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

Апостол Петр называет Его Иисусом Назореем, поскольку под этим именем Он сделался известен всему народу. Иисус славен был «силами и чудесами, и знамениями»-                  сверхъестественными делами, сотворенными вне и против законов природы, делами, которые Бог сотворил чрез Него.

(Ст.23). Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 

Смерть Иисуса рассматривается, как деяние, предопределенное Богом. Бог предал Его на смерть: не только позволил пригвоздить Его руками римлян, но и оставил Его умирать.

(Ст.24). но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 

Бог, Который отдал Христа на смерть, избавил Его от нее, воскресив Христа из мертвых. Этим засвидетельствовал о Нем более, нежели иными чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него (или всеми вместе взятыми). По этой самой причине мысль о воскресении Христа является в проповеди Петра главной.

(Ст.25-28). Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим.

Петр цитирует псалом Давида 15.8−11, который отчасти можно отнести и к самому Давиду, хотя прежде всего в нем говорится об Иисусе Христе, прообразом Которого был Давид. 

(Ст.29-30). Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 

Давид не мог говорить в этом Псалме о себе, ибо он и умер и погребен, и гроб его находится в Иерусалиме до сего дня (до того дня, в который Петр говорил эти слова), и в том гробе находились его кости и прах. Давид говорил это, будучи пророком, и имел в виду Мессию. Все в Израиле знали, что Мессия будет сыном Давидовым. Бог клялся ему, что Мессия, обещанный его отцам, будет его сыном и наследником, плодом его чресл и займет его престол; вот почему, слагая псалмы, он никогда не забывал об этом.

(Ст.31-32). Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

До сих пор никто не говорил, что Давид воскреснет, потому и он никак не мог утверждать о самом себе, что ему не увидеть тления, ибо тление он увидел. Поэтому его слова о том, что не оставлена будет душа его в аде и плоть его не увидит тления, надо однозначно понимать, как указание Давида на воскресение Христа, а Христос умер, и воскрес по Писанию, чему все мы свидетели.

(Ст.33). Итак, Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 

Иисус был вознесен рукою Бога, то есть Его силой и властью. И, приняв от Отца, обетование Святого Духа, Он излил Его на учеников, «что вы видите и слышите».

(Ст.34-35). Ибо Давид не вошёл на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 

Христос восстал из гроба, чтобы вознестись на небо и поэтому Давид в Пс.15 ведет речь о воскресении Христа, а не о своем воскресении, ибо не было никаких оснований восставать из своей могилы тому, кому не суждено было взойти на небеса.

(Ст.36). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Ранее ученикам запрещалось говорить о том, что Иисус есть Христос, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых, Мф.16:20,17:9. Теперь же о том следует провозглашать на площади, говорить во всеуслышание всему дому Израилеву; кто имеет уши слышать, да слышит. Эти слова стоят не в сослагательном, а в повелительном наклонении.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему Петр называет Иисуса Назореем?
  2. Почему смерть не смогла удержать Иисуса?
  3. Как Давид в 15 псалме пророчествует о Христе?
  4. Почему излияние Святого Духа подтверждает воскресение Христа?
  5. До какого момента ученикам запрещалось говорить, что Иисус есть Господь?
  6. Верю ли в то, что Иисус есть Господь Христос, Сущий над всем Бог?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru