(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

Разбор Слова Божьего (Мф.26:69-75)

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

(Ст.69). Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Мужчины заняты были своими делами и мыслями; а наблюдательность, острое зрение и несдержанный язык женщин всем известны. Судя по выражениям, это была молодая рабыня. Смелый и отважный Петр поставлен был в крайне затруднительное и опасное положение не занесенным над ним мечом, а легкомысленным вопросом какой-то неизвестной и болтливой молодой рабыни. Выражение: «и ты был», следовательно, и еще кто-нибудь из бывших с Иисусом был там, и вместе с ним Петр. Кто был этот другой? Одни предполагают, что служанка указала здесь на Иоанна, другие — на Иуду. 

(Ст.70). Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 

На первый взгляд отречение Петра не выступает ясно, хотя и было, в сущности, таковым. Он дает несколько уклончивый ответ. Много людей было при взятии Иисуса Христа, вероятно, там были и сами первосвященники. Петр не знает, считает ли его служанка в числе друзей или врагов Христа. Если в числе врагов, то, что же удивительного, если он был в Гефсимании с Иисусом Галилеянином и возвратился с Ним оттуда? Он не знает и не понимает, о чем именно говорит женщина.

(Ст.71). Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

Петр увидел, что, хотя его ответ и показался, по-видимому, удовлетворительным для лиц, его окружавших, и для самой служанки, положение его, однако, было небезопасно. Петр теперь направляется к воротам, очевидно, намереваясь уйти совсем со двора. Но здесь к нему обращается «другая» служанка почти с такой же речью, как и первая,

(Ст.72). И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

Петр отрекается теперь «с клятвою», что свидетельствует об усилении его первого отрицания».

(Ст.73). Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 

Диалект и произношение галилеян отличались от выговора иудеев. Блажен человек, речь которого выдает в нем ученика Христа, серьезность рассуждений которого указывают на то, что и он был с Иисусом! Посмотрите, как презрительно они отзываются о Петре — этот из Галилеи, как бы показывая тем самым, что они считают позором для себя находиться в обществе такого человека. Тем не менее они ни в чем другом не могли обвинить его, кроме того, что он был с Иисусом, чего, по их мнению, было достаточно для того, чтобы представить его подозрительной личностью.

(Ст.74). Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

Последнее отречение было наихудшим из всех, ибо путь греха всегда ведет вниз. Он клялся и божился. Чтобы подтвердить уже сказанное им и приобрести доверие к своим словам, чтобы уже никто не подвергал их сомнению. Он не только сказал, но и божился, и, однако же, сказанное им было ложью.

(Ст.75). И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.  

Петр сразу вспомнил слова, сказанные ему Иисусом. Это вызвало в нем чувство крайнего стыда и раскаяния. Не обращая теперь ни на кого внимания, он бросился опрометью со двора и выбежал в ночную тьму, никем не преследуемый; оставшись где-то наедине, он залился едкими, жгучими слезами раскаяния.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему Петр испугался женщины служанки?
  2. Почему Иисус не отрекся от Петра?
  3. Чему Иисус научил Петра через это отречение?
  4. Чему Господь учит меня через эту историю с Петром?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru