(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

Разбор Слова Божьего (Мф.26:57-68)

СУД ПЕРЕД СИНЕДРИОНОМ

(Ст.57). А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 

Книжники и старейшины заседали, хотя было уже далеко за полночь — время, когда остальные люди давно уже спали. В город Иерусалим Его привели через Овечьи ворота, так как через них пролегала в город дорога ведущая с Елеонской горы. Они назывались так потому, что овец, предназначенных для жертвоприношения, обычно вели в храм через эти ворота. Поэтому Христу, этому Агнцу Божьему, Который берет на Себя грех мира, надлежало пройти именно этим путем. Сначала Христа привели к первосвященнику, ибо по закону все жертвы вначале должно было представлять священнику и передавать в его руки, Лев 17:5.

(Ст.58). Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 

Петр следовал за Иисусом, однако, войдя внутрь, сел с прислугой первосвященника. В его груди еще теплились искорки любви и сострадания к его Учителю, но страх и забота о собственной безопасности превозмогали, и потому он следовал издали. Когда желающие быть учениками Христа не хотят, чтобы об этом узнали другие, они ведут себя как Петр. Отречение Петра от Христа началось уже здесь, ибо следовать за Ним издали означает мало-помалу отступать от Него. Ему следовало бы пойти в зал суда, и послужить своему Учителю, и выступить в Его защиту; но он пошел туда, где был разведен огонь, и сел со служителями не для того, чтобы заставить замолчать злые языки, а для того, чтобы надеяться на чудо. Христос говорил Петру, что он не может теперь за Ним идти, и особенно предупреждал его об опасности, подстерегавшей его в эту ночь.

(Ст.59-61). Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

Преступлениями Иисуса, подлежащими рассмотрению в суде, были лжеучения и богохульство. Для Иудеев храм стал вместо Бога, или заменил Бога. Поэтому слова Христа о разрушении храма они восприняли как покушение на их бога. Лжесвидетели не точно процитировали Его слова. Иисус сказал: «Разрушьте храм сей…» (Ин 2:19), а это ясно указывает на то, что Он говорит: «Вы разрушьте и Я в три дня воздвигну его». Они же приходят и клянутся в том, что Он говорил: «Я могу разрушить этот храм», что означает, что Он Сам намеревался это сделать. Более того, даже по собственному их закону то, в чем Его обвиняли, не было преступлением, наказуемым смертной казнью. Если бы то, в чем Он обвинялся, было уголовным преступлением, то в таком случае, вне всякого сомнения, Он был бы привлечен к ответственности сразу же после того, как Он произнес эти слова в одном публичном выступлении несколько лет тому назад, но этого никто не сделал.

(Ст.62). И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. 

Иисус молчал не так, как молчит человек, замкнувшийся в себе, или осуждающий сам себя, молчал не потому, что Ему нечего было сказать или Он не знал, как выразиться, а потому, чтобы таким образом исполнилось место Писания: «Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис.53:7)

(Ст.63). И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 

«Если Ты вообще дорожишь благословенным именем Бога и чтишь Его Величие, то скажи нам это». В случае если бы Он отказался отвечать на этот вопрос после того, как Его так закляли, Его обвинили бы в пренебрежении благословенным именем Божьим.

(Ст.64). Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 

Иисус признает Себя Христом, Сыном Божьим. «Ты сказал…», то есть: «Как ты сказал, так оно и есть». В доказательство истинности этого утверждения Он ссылается на Свое второе пришествие, когда Он воистину будет превознесен. Другими словами, можно сказать так: «Хотя Я сейчас и предстою перед вами таким униженным и жалким и, хотя вы и считаете смешным то, что Я называю Себя Мессией, тем не менее настанет день, когда Я явлюсь в совершенно ином виде». Придет время, и они узрят Его в положении сидящего одесную силы, согласно пророчеству о Мессии (Пс.119:1): «Седи одесную Меня…», что указывает на владычество и на звание, до которого Он превознесен. Хотя сейчас Он и сидит на скамье подсудимых, вскоре они увидят Его сидящим на престоле славы.

(Ст.65). Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 

Преступление, в котором Он был признан виновным — это богохульство. Иными словами, Он оскорбительно высказывается в адрес Бога живого; именно это мы понимаем под словом богохульство. Первосвященник в знак яростного ответа раздирает одежду, позабыв при этом закон, запрещавший первосвященнику при каких бы то ни было обстоятельствах раздирать одежду, (Лев.21:10).

(Ст.66). как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 

Каиафа обращается к судебным заседателям: «Как вам кажется?». Судебные заседатели соглашаются с ним. Они сказали: «Повинен смерти». Так Господин жизни был приговорен к смерти, чтобы через Него не было никакого осуждения нам.

(Ст.67-68). Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Тогда, после того как признали Его виновным, они плевали Ему в лицо. Так как они не имели власти предавать Его смерти и не могли гарантировать, что им удастся убедить правителя стать их судебным исполнителем, они и постарались, пока Он находится в их руках, причинить Ему все то зло, какое только позволяло им их положение. Обычно осужденные узники находятся под особой защитой закона, перед которым они в долгу, и все цивилизованные народы всегда обращались с ними милосердно: довольно для них того, что они наказаны. Когда же был вынесен приговор нашему Господу Иисусу, с Ним стали обращаться так, как будто целый ад был спущен на Него. Они стали высмеивать Его пророческое служение. Предварительно завязав Ему глаза, они заставляли Его отгадывать, кто ударял Его. «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Они слышали, что Его называли пророком и что Он славился Своими удивительными откровениями. Они укоряли Его за это и делали вид, что хотят испытать Его как пророка.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему связанного Иисуса привели к первосвященнику?
  2. Как Петр следовал за Иисусом?
  3. Как лжесвидетели извратили слова Христа о разрушении храма?
  4. Почему Иисус молчал и не оправдывался?
  5. Является ли Иисус Христос Сыном Божиим?
  6. В каком положении Иудеи узрят возвращающегося Мессии?
  7. За что Иисуса предали смерти?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru