(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)
Разбор Слова Божьего (Мф.26:31-46)
БОРЕНИЕ В ГЕФСИМАНИИ
(Ст.31-32). Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
«Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» — страдания так сильно испугают всех учеников, что у них не окажется мужества остаться верными Ему, но все они позорно оставят Его. Он говорит это с намерением предупредить всех их, чтобы все они бодрствовали. Это цитата о поражении пастыря взята из пророка Захарии 13:7. Иисус открывает ученикам утешительную перспективу того, что они вновь соберутся вместе после Его воскресения.
(Ст.33-35). Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Самонадеянность Петра проявилась в его излишней самоуверенности в том, что он останется верным, что бы ни случилось. Мы с готовностью думаем о себе, что мы способны бороться с сильнейшими искушениями, совершать труднейшие и опаснейшие служения и переносить гонение за Христа, и все это только потому, что мы не знаем самих себя. Очень часто те, кто более других уверены в себе, падают быстрее и глубже. Менее всего защищен тот, кто полагается на собственные усилия. Сатана активнее всего обольщает именно таковых, и Бог предоставляет их самим себе для того, чтобы смирить их.
(Ст.36-37). Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
Эти стихи описывают Его борение в Гефсиманском саду. Здесь было положено начало скорбей нашего Господа Иисуса. Он Сам вступил в это борение, прежде чем враги успели Его побеспокоить, чтобы показать тем самым, что Он был Жертвой добровольной, что Его жизнь не была отнята у Него силой, но что Он Сам отдал ее, Ин 10:18. Но в тот уголок сада, в котором Ему надлежало претерпеть эту мучительную борьбу, Он взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна. Остальных же Он оставил на некотором расстоянии, возможно, у входа в сад.
(Ст.38-39). Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
Иисус просит о том, чтобы эта чаша миновала Его, чтобы Ему можно было избежать предстоящих страданий. Этот факт свидетельствует о том, что Он был истинным Человеком и, как Человек, Он не мог не желать избавиться от мук и страданий. Закон самосохранения заложен в невинную природу человека, и он правит в ней до тех пор, пока какой-нибудь другой закон не заменит его. Поэтому Христос и допустил в Себе и выразил в мольбе нежелание страдать, чтобы показать тем самым, что Он из человеков избран (Евр.5:1), что Он может сострадать нам в немощах наших (Евр.4:15) и что Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
(Ст.40-41). И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Лука называет это состояние борением (Лк.22:44), внутренним конфликтом. Он испытывал не какую-то телесную боль или мучение, ибо ничто извне не причинило Ему такой боли, но это были внутренние терзания.
(Ст.42-43). Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
Это был вовсе не приступ отчаяния или недоверия Своему Отцу, тем более не конфликт или борьба с Ним. Так как Отец возлюбил Его за то, что Он полагал душу Свою за овец, то и Он всецело покорился в этом воле Отца Своего. Но Он вступил в схватку с властями тьмы, на что указывают сказанные Им слова (Лк.22:53): «но теперь — ваше время и власть тьмы». Для учеников тоже было неестественно такое духовное давление, которое проявилось в сильном сне.
(Ст.44-46). И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
Его молитва не была напрасной. Тот, Кто слышал Его всегда, и теперь не оставил Его без ответа, Он был услышан за свое благоговение. (Евр.5:7). Бог через Ангела поддержал Его в борении, и миссия была выполнена. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лук.22:43).
ВОПРОСЫ:
- Почему ученики так быстро оставили своего Учителя и бежали?
- Для чего Господь допустил такое падение Петра?
- Для чего Иисус отделяет троих от остальных учеников?
- Почему Иисус просил Отца чтобы чаша страданий миновала Его?
- Ответил ли Отец на молитву Сына?
- С кем боролся Иисус в Гефсимании?
- Почему ученики засыпали и не могли бодрствовать?
- Получается ли у меня один час бодрствовать со Христом?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru