(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

Разбор Слова Божьего (Мф.26:31-46)

БОРЕНИЕ В ГЕФСИМАНИИ

(Ст.31-32). Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

«Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» — страдания так сильно испугают всех учеников, что у них не окажется мужества остаться верными Ему, но все они позорно оставят Его. Он говорит это с намерением предупредить всех их, чтобы все они бодрствовали. Это цитата о поражении пастыря взята из пророка Захарии 13:7. Иисус открывает ученикам утешительную перспективу того, что они вновь соберутся вместе после Его воскресения.

(Ст.33-35). Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Самонадеянность Петра проявилась в его излишней самоуверенности в том, что он останется верным, что бы ни случилось. Мы с готовностью думаем о себе, что мы способны бороться с сильнейшими искушениями, совершать труднейшие и опаснейшие служения и переносить гонение за Христа, и все это только потому, что мы не знаем самих себя. Очень часто те, кто более других уверены в себе, падают быстрее и глубже. Менее всего защищен тот, кто полагается на собственные усилия. Сатана активнее всего обольщает именно таковых, и Бог предоставляет их самим себе для того, чтобы смирить их.

(Ст.36-37). Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

  Эти стихи описывают Его борение в Гефсиманском саду. Здесь было положено начало скорбей нашего Господа Иисуса. Он Сам вступил в это борение, прежде чем враги успели Его побеспокоить, чтобы показать тем самым, что Он был Жертвой добровольной, что Его жизнь не была отнята у Него силой, но что Он Сам отдал ее, Ин 10:18. Но в тот уголок сада, в котором Ему надлежало претерпеть эту мучительную борьбу, Он взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна. Остальных же Он оставил на некотором расстоянии, возможно, у входа в сад.

(Ст.38-39). Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. 

Иисус просит о том, чтобы эта чаша миновала Его, чтобы Ему можно было избежать предстоящих страданий. Этот факт свидетельствует о том, что Он был истинным Человеком и, как Человек, Он не мог не желать избавиться от мук и страданий.   Закон самосохранения заложен в невинную природу человека, и он правит в ней до тех пор, пока какой-нибудь другой закон не заменит его. Поэтому Христос и допустил в Себе и выразил в мольбе нежелание страдать, чтобы показать тем самым, что Он из человеков избран (Евр.5:1), что Он может сострадать нам в немощах наших (Евр.4:15) и что Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

(Ст.40-41). И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 

Лука называет это состояние борением (Лк.22:44), внутренним конфликтом. Он испытывал не какую-то телесную боль или мучение, ибо ничто извне не причинило Ему такой боли, но это были внутренние терзания.

(Ст.42-43). Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 

Это был вовсе не приступ отчаяния или недоверия Своему Отцу, тем более не конфликт или борьба с Ним. Так как Отец возлюбил Его за то, что Он полагал душу Свою за овец, то и Он всецело покорился в этом воле Отца Своего. Но Он вступил в схватку с властями тьмы, на что указывают сказанные Им слова (Лк.22:53): «но теперь — ваше время и власть тьмы». Для учеников тоже было неестественно такое духовное давление, которое проявилось в сильном сне.

(Ст.44-46). И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

Его молитва не была напрасной. Тот, Кто слышал Его всегда, и теперь не оставил Его без ответа, Он был услышан за свое благоговение. (Евр.5:7). Бог через Ангела поддержал Его в борении, и миссия была выполнена. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лук.22:43).

ВОПРОСЫ:

  1. Почему ученики так быстро оставили своего Учителя и бежали?
  2. Для чего Господь допустил такое падение Петра?
  3. Для чего Иисус отделяет троих от остальных учеников?
  4. Почему Иисус просил Отца чтобы чаша страданий миновала Его?
  5. Ответил ли Отец на молитву Сына?
  6. С кем боролся Иисус в Гефсимании?
  7. Почему ученики засыпали и не могли бодрствовать?
  8. Получается ли у меня один час бодрствовать со Христом?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru