(Перед разбором посвятите время обсуждения того, как приобретать людей для Христа)

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ

(Ст.13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

Апостол Иоанн продолжает мысль об истинной любви между братьями. Мир этот ненавидит церковь по той же причине, что и Каин ненавидел Авеля. А за что Каин возненавидел брата своего? За то, что дела брата его были праведны, а его личные дела были злы. 

(Ст.14-15). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

Любовь к братству свидетельствует о личных взаимоотношениях со Христом. Истинный христианин не может ненавидеть своего брата, поскольку с моральной точки зрения ненависть к брату во Христе равносильна в духовном смысле убийству (Матф.5:21-22) «Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Ненависть подавляет чувство всякого сострадания к брату, и тем самым обрекает его на смерть. Каин возненавидел, а затем и убил брата своего Авеля. 

(Ст.16). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. 

Ненависти противопоставлена истинно христианская любовь. Христианин, наполненный Божьей любовью, скорее пожертвует своею жизнью за других, нежели отнимет чужую жизнь. Это мы видим на примере Иисуса Христа, Который положил за нас душу Свою. Ибо «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Следуя Его примеру, верующие должны быть готовы к таким же жертвам ради своих братьев.

(Ст.17-18). А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

Однако отдавать жизнь за другого может и не понадобится. Но вот поделиться своим материальным достатком, пищей или одеждой верующий может, таким образом он поддерживает жизнь другого, если в нем живет истинная христианская любовь. Видя брата своего в нужде, он не затворяет от него своего сердца и своего кошелька. Эти слова перекликаются с наставлениями Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы»? (Иак.2:15,16). Истинная любовь по-настоящему проверяется не на словах и не языком, но делом и истиною.

(Ст.19). И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 

 В действенной своей любви христиане, помогая другим в их нуждах, могут быть уверены, что поступают по истине. Ведь именно в той сфере, где проявляется взаимная любовь христиан друг к другу, Христом установлен столь высокий эталон, что верующий может ощущать глубокое беспокойство по поводу своего несоответствия этому эталону.

(Ст.20). Ибо если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

В данном контексте наше сердце (совесть) — это наша способность судить о самих себе. Посредством этой благородной, возвышенной способности мы можем познавать самих себя, свои страсти, настроения и поступки и составлять суждение о нашем состоянии перед Богом; то же самое относится и к совести, или силе нравственного самосознания. Эта сила может действовать как свидетель, судья и исполнитель приговора: она может обвинить или извинить; осудить или оправдать. Но если сердце (совесть) осуждает христианина, то тем более Бог, ведь Он помнит и учитывает все, что его собственное сердце в данный момент упустило из виду. Если дела практической любви, к которым призывает Иоанн, не практиковались и мы чувствуем угрызение совести, то важно в такие моменты прислушаться своего сердца и покаяться перед Богом. 

(Ст.21-22). Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 

Если же сердце (совесть) не осуждает нас, то мы имеем дерзновение, ведь Бог знает все, это наполняет нас особым доверием к Нему. Таким образом, апостол в своих размышлениях достигает известного компромисса, если верующий человек принимает активное участие в делах истины и на практике проявляет свою любовь к брату, то он может успокаивать свое сердце, осуждающее его, и быть смелым (дерзновенным) в своих молитвах, и на молитвы его придет ответ, поскольку он сознательно подчинил свою волю воле Божией.

(Ст.23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 

Молитвенная жизнь, исполненная доверия к Богу, строится на основе выполнения Его двух основных заповедей: «Верить в Иисуса Христа и любить своего ближнего». Христос также говорил об этих двух заповедях: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-39). А вера и любовь — это два аспекта единой Божией заповеди.

(Ст.24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.    

Иисус Христос пребывает в каждом послушном верующем: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том». Истина о таком вот взаимном пребывании верующего и Бога друг в друге повествуется в притче о виноградной лозе и ветвях: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:4,5). Пребывает ли в нем Бог, верующий может узнать из того, действует ли в его жизни Дух Святой. 

ВОПРОСЫ:

  1. Почему этот мир ненавидит церкви Христовой?
  2. Каким мерилом можно проверить духовное состояние верующих?
  3. Есть ли у меня человек, которого я ненавижу?
  4. Как проявляется моя любовь к братьям и сестрам в церкви?
  5. В каких случаях сердце осуждает христианина?
  6. От чего приходит дерзновение к Богу?
  7. Что делать, если совесть осуждает мои поступки?
  8. О каких двух заповедях говорит Иоанн?
  9. Верую ли я по-настоящему в Иисуса Христа как Господа и Спасителя?
  10. Как узнать, что во мне пребывает Христос?
  11. Имею ли я дерзновение пред Богом в молитве?

Материал подготовлен пастором МРО Церкви ХВЕ «Слово Спасения» Сергеем Киришко, вы также можете найти его на интернет-ресурсах церкви. В разборе использованы комментарии библейских толкователей: Мэтью Генри и профессора Лопухина.