(Перед разбором посвятите время обсуждения того, как приобретать людей для Христа)
ДЕТИ БОЖИИ И ДЕТИ ДИАВОЛА
(Ст.1). Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
Верующие называются «детьми Божиими», потому что они рождены от Отца Небесного, такое ощущение непонятно этому миру. Удивительно, что святой Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас — Своими детьми. Поскольку люди мира сего не познали Христа и не родились от Него, потому и Бога они не могут называть своим Отцом. Умение узнавать детей Божиих — эта способность дана исключительно возрожденным свыше верующим людям.
(Ст.2). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Хотя мы теперь дети Божии, и знаем Бога, но мы не имеем видимых физических признаков этого. Физическая перемена произойдет в нас только при втором пришествии Христа, когда мы приобретем прославленные тела. Эта перемена произойдет, потому что мы увидим Его, как Он есть. Мы верим в то, что после смерти начнется новая жизнь, как написано: «Наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его». (Фил.3:20)
(Ст.3). И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
Верующий человек через исповедание своих грехов очищает себя на основании слова: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Каждый, кто с верою смотрит на крест, через кровь Христа обретает внутреннее очищение, и становится похожим на Христа «так как Он чист».
(Ст.4). Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
Согрешая, человек делает зло, и грех – есть беззаконие. Ко греху нельзя относиться легко и снисходительно. Апостол Иоанн пишет о грехе как о чем-то прямо противоположном чистоте. Лжеучителя (антихристы) относились ко греху снисходительно, и против этого-то и выступает Апостол.
(Ст.5). И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
Тот факт, что грех — это серьезное преступление, для этого и явился Христос, чтобы взять наши грехи. Будучи абсолютно безгрешен, Он пришел победить грех и дать силу и власть Своим последователям побеждать грех в своей жизни.
(Ст.6). Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
Тот, кто пребывает во Христе, не согрешает, а не пребывающий в Нем согрешает, так как такой христианин еще не познал Его истинной свободы. Верующий человек не будет грешить по привычке, грех не может быть образом жизни христианина. Иоанн не имеет в виду, что верующие могут стать абсолютно безгрешными, согрешение — это результат плотской жизни.
(Ст.7). Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
В учении лжеучителей «антихристов» царила путаница между понятиями греха и праведности, они сознательно жили во грехе, нимало об этом не беспокоясь. Против такого подхода и предостерегал Иоанн: «Да не обольщает вас никто». Делать правду – это сердцем веровать, а устами исповедовать свою веру в искупительную жертву Христа и через Его праведность становиться праведным в Нем.
(Ст.8). Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
Любой грех, какого бы рода или степени он ни был, является по своей природе противным Богу, «потому, что сначала диавол согрешил». Грех происходит от диавола и соответствует постоянному его состоянию. Приход Иисуса Христа на землю разрушил планы и дела диавола. Здесь апостол Иоанн противопоставляет греху праведность.
(Ст.9). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
Грех — это вызов Богу, все, что исходит от сатаны, противно Богу. Верующий не делает греха именно по той причине, что слово Христово, благодать Его, пребывают в нем, и он не хочет грешить, потому что любит Бога. Смысл сказанного здесь в том, что дитя наследует природу своего Отца. Христианин так любит своего Господа, что не хочет сделать Ему больно и тем огорчить Его своим грехом, он не хочет грешить. Любой грех от диавола, и властвовать в новой природе христианина (в Божием семени) он не может, и поэтому дитя Божие не будет пребывать в грехе.
(Ст.10). Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Иоанн предлагает простой способ различения детей Божиих от детей диавола. Есть дети Божии, есть дети диавола, они отличаются по своим делам, по поступкам, по образу жизни. Дети Божии исповедуют свою веру в искупительную жертву Христа и делают правду. Дети диавола не рождены от Бога и потому не любят брата своего, не делают правды, живут своим умом, мыслят по-мирски, не нуждаются в очищении своих грехов и такой стиль жизни им нравится.
(Ст.11-12). Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
Суть Благой евангельской вести — «чтобы мы любили друг друга». Но прежде, чем объяснить, что такое любовь, Апостол говорит о том, что любовью не является. Он показывает это на примере отношения Каина к его брату Авелю. «Каин убил брата своего» (Быт. 4:8), и этот поступок его был от лукавого. Причиной убийства явилась злая зависть со стороны Каина, потому что «дела брата его Авеля были праведны» (Быт. 4:2-7).
ВОПРОСЫ:
- Почему Иоанн называет верующих детьми Божьими?
- Что произойдет с нашим телом при встрече с Богом на Небесах?
- Что такое грех, как Бог относится к нему?
- Для чего явился Сын Божий на эту землю?
- Что необходимо делать, чтобы не согрешать?
- Что значит делать правду Божию?
- Почему рожденный от Бога человек не делает греха?
- Как отличить детей Божиих от детей диавола?
- Являюсь ли я дитем Божиим?
- За что убил Каин брата своего Авеля?
- Почему мир ненавидит истинных христиан?
- Каким мерилом можно проверить духовное состояние верующих?
- Как проявляется моя любовь к братьям и сестрам в церкви?
Материал подготовлен пастором МРО Церкви ХВЕ «Слово Спасения» Сергеем Киришко, вы также можете найти его на интернет-ресурсах церкви. В разборе использованы комментарии библейских толкователей: Мэтью Генри, профессора Лопухина.