(Перед разбором посвятите время обсуждения того, как приобретать людей для Христа)

ДУХОВНЫЙ РОСТ ВЕРУЮЩИХ

(Ст.12-14). Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Апостол Иоанн обращается к верующим, называя их детьми, отроками, юношами и отцами, здесь не идет речь о возрастных группах церкви. Это послание относится ко всем верующим, а эти обращения подразумевают духовную зрелость, духовный возраст христиан, принадлежащих Господу. Апостол на примере поэтапной физической зрелости личности показывает четыре этапа духовного возрастания верующих, чтобы показать, что они не только обладают достоинствами «детей», «отроков», «юношей» и «отцов», но и то, что сила Божья проявляется в них полною мерою. 

Духовные младенцы (дети) – это те верующие, которые только что покаялись и получили прощение грехов, они только что родились от своего Небесного Отца. Для их духовного возрастания еще нужно молоко, а не твердая пища. Вот как пишет Апостол Петр: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2). От младенцев ожидают систематического питания, то есть регулярного чтения Евангелия, посещения церковных собраний для укрепления в вере. 

Духовные отроки – это те, кто познали Отца. В отличие от младенцев, которые едва ли способны узнавать своего отца, эти люди как дети более взрослые, через молитву и общение, они познают своего Небесного Отца. В церкви условно мы можем назвать людей отроками тех, кто уже прошел подготовку к водному крещению и заключил Завет с Господом и берут на себя малую долю ответственности в служении. 

Духовные юноши – это те, кто вовлечены в духовную войну и уже победили лукавого. Они уже научились отражать атаки сатанинских сил. Апостол снова и снова обращается к ним как к юношам, подразумевая их духовное возрастание и укрепление, в результате чего они победили сатану. Он напоминает им, вы сильны тогда, когда Слово Божие пребывает в вас, только так вы сможете побеждать лукавого. В церкви условно мы можем назвать людей юношами тех, кто крещены Духом Святым, прошли Библейскую школу, взяли на себя ответственность за конкретное служение и ведут духовную брань с силами тьмы.

 Духовные отцы – это те, кто познал Сущего от начала. Другими словами, они пребывают в подлинном общении с Духом Святым. Духовные отцы – это те, кто рождают духовных детей, приводят людей ко Христу, взращивают церкви, на них лежит ответственность не за какое-то служение, а за поместную церковь или несколько церквей. Пример апостол Павел был духовным отцом тех церквей, которые он насадил: «…вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1Кор.4:15)

(Ст.15). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Под словом «мир» здесь понимается мирская система ценностей, которая враждебна Богу, в ней нет места Христу. Для христиан она является постоянным источником обольщения, и они должны неизменно сопротивляться исходящим от нее соблазнам. Этот мир хочет привлечь к себе чувства и симпатии христиан, но никому не дано любить одновременно этот мир и Бога: «кто любит мир, в том нет любви Отчей». Как писал Иаков: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4:4). 

(Ст.16). Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

Любовь к миру несовместима с любовью к Богу: «Ибо все, что в мире… не есть от Отца, но от мира сего». Мир организован так, что ценности его и цели противопоставляются Богу. Описывая «все, что в мире», апостол в этих трех фразах зримо конкретизирует порочную сущность этого мира. 

  1. Выражение «похоть плоти» говорит о пресыщении и ненасытимости плотских желаний. Это не потребность, а излишество. 
  2. Выражение «похоть очей» говорит о жадности и ненасытимости глаз и греховной человеческой природы. 
  3. Выражение «гордость житейская» — это гордыня, хвастовство, тщеславие этого мира.

         Этими тремя видами похотей змей обольстил Еву: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи — (похоть плоти) и что оно приятно для глаз — (похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание » — (гордость житейская). (Быт.3:6)

         Этими тремя видами похотей диавол (древний змей) хотел обольстить Господа во время искушения в пустыне (Матф.4:3-10) «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами – это похоть плоти. Удовлетвори законную потребность незаконным путем.

         5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею – это гордость житейская. Прыгни с храма, докажи всем, что Ты Сын Божий, покажи шоу, удиви всех.

         8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» – это похоть очей.Вся система этого мира подвластна диаволу и служит ему, он князь мира сего и видимое прельщает людей, но Христос не купился на него, так как невидимое вечно.

(Ст.17). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Слово «пребывает» означает жизнь в постоянном и неизменном общении с Богом, отвергая греховные соблазны этого преходящего мира. Человек, чей характер вырабатывается в послушании Богу, не подвластен этому миру и его похотям. 

ВОПРОСЫ:

  1. Кто такие духовные младенцы?
  2. Кто такие духовные отроки?
  3. Как можно охарактеризовать духовных юношей?
  4. Как можно охарактеризовать духовных отцов?
  5. На какой стадии духовного возрастания нахожусь я?
  6. Как верующему побеждать похоти этого мира?
  7. Охарактеризуйте выражение «похоть плоти».
  8. Охарактеризуйте выражение «похоть очей».             
  9. Охарактеризуйте выражение «гордость житейская».
  10. Какая из вышеперечисленных похотей больше всего завладевает мной?

Материал подготовлен пастором МРО Церкви ХВЕ «Слово Спасения» Сергеем Киришко, вы также можете найти его на интернет-ресурсах церкви. В разборе использованы комментарии некоторых библейских толкователей.