(Перед разбором посвятите время обсуждения того, как приобретать людей для Христа)
ХОДИТЬ ВО СВЕТЕ ХРИСТОВОМ.
(Ст.1). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника;
Бог не хочет, чтобы мы грешили, но так как мы не совершенны, то иногда согрешаем. Что делать в таких случаях? Необходимо в молитве покаяния обращаться к Ходатаю, Адвокату, Защитнику Господу Иисусу Христу, Который сидит одесную Отца Небесного и ходатайствует за нас перед Ним. Как ходатайствует Господь Иисус Христос за согрешивших Его детях, видно на примере Его молитвы за апостола Петра (Лук. 22:31-32). «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Иисус предвидел отречение Петра и ходатайствовал перед Отцом Небесным, чтобы Он сохранил веру Петра.
(Ст.2). Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
На Голгофском кресте была совершена жертва умилостивления. Достаточность искупительной Жертвы, которую принес Иисус Христос настолько исчерпывающа, что под ее действие подпадают не только грехи верующих, но и грехи всего мира. Иисус Христос умер за грехи каждого человека, из этого не следует, что все люди будут спасены, но это означает, что всякий, кто примет Благую весть, может спастись.
(Ст.3). А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
Стоит задуматься над тем, ведет ли мое общение с Богом к действительному личному познанию Господа, чтобы не обманываться Апостол предлагает простой метод самопроверки: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его».
(Ст.4). Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
Кто-то может утверждать, что находится в общении с Богом, но жизнь его аморальна и не соответствует Священному Писанию, такой человек – лжец и, более того, нет в нем истины. Такой человек утратил связь с живым Богом.
(Ст.5-6). а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
С другой стороны, покорность Слову Божьему, Его заповедям дает человеку возможность в полной мере испытать на себе любовь Божию: «в том истинно любовь Божия совершилась». В Иоан.14:21 мы читаем: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
(Ст.7). Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
Иоанн, говоря о древней заповеди, имеет в виду заповедь любить друг друга. Важность своей мысли апостол подчеркивает, добавляя, что «заповедь древняя есть слово (logos), которое вы слышали от начала». Другими словами, все новое – это давно забытое старое.
(Ст.8). Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
В Иоан.13:34 Иисус назвал эту заповедь новой: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», и апостол показывает, что она не утратила своей актуальности и теперь. Она все еще остается новой заповедью, и истина, выраженная в ней, видна и в Нем и в вас. Фраза Иоанна: «Потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит» лучше всего понимается благодаря заявлению Иоанна, что древняя заповедь, которую он напоминает им, является вместе с тем и новой. Тьма это нынешний мир со всей присущей ему ненавистью и злобой, ему суждено исчезнуть навеки, а любовь пребудет вечно.
(Ст.9). Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
Если верующий ненавидит своего брата во Христе, то он еще не вышел из тьмы, из этого мира, другими словами, ему еще многое надо узнать о Боге, у него нет еще права сказать, что он познал Христа, он еще плотской, младенец во Христе. Только духовно зрелый христианин может любить по-настоящему своего духовного брата.
(Ст.10-11). Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
Напротив, «кто любит брата своего, тот пребывает во свете», т. е. пребывает во Христе и таким образом может вмещать немощного брата с его недостатками, не соблазняясь его немощами. Ибо ненависть может быть причиной страшных духовных падений. Христианин, который держит в своем сердце злобу, непрощение, горечь подобен человеку, бредущему во тьме, которого подстерегают серьезные опасности. Ненависть ослепляет человека и в таком состоянии он может наделать много беды. (Пример про Каина и Авеля).
ВОПРОСЫ:
1. Возможно ли так жить, чтобы не согрешать?
2. Что делать христианину, если он согрешил?
3. Что такое жертва умилостивления?
4. Как узнать, насколько я познал Бога?
5. В ком истинно любовь Божия совершается?
6. О каких заповедях говорит Иоанн?
7. О какой тьме, которая скоро пройдет, пишет Иоанн?
8. Почему нужно любить брата своего?
9. Что ослепляет глаза человеку?
10. Где я нахожусь: во свете или во тьме?
Материал подготовлен пастором МРО Церкви ХВЕ «Слово Спасения» Сергеем Киришко, вы также можете найти его на интернет-ресурсах церкви. В разборе использованы комментарии некоторых библейских толкователей.