(Перед разбором посвятите время обсуждения того, как приобретать людей для Христа)

БОГ ЕСТЬ СВЕТ

(Ст.1). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,

В Иисусе Христе вечный Бог стал ограниченным временем Сыном Человеческим. Иоанн подтверждает, что Христос был на 100% Человек (Его «осязали руки наши»), и тем самым опровергает возникшую в то время ересь, будто Христос — это бог дух. Апостол утверждает, что через боговоплощение к людям пришло Слово Жизни, способное обратить смерть в жизнь. Рождество Иисуса Христа стало началом новой эры, началом нового отсчета времени.

(Ст.2). ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, —

«Жизнь явилась» – на землю пришла не просто жизнь, но жизнь вечная, которая была у Отца. «Жизнь» – это Личность, воплощенная в Иисусе Христе. Истина о Божием Сыне первоначально была засвидетельствована апостолами, которые пребывали с Ним в непосредственном общении. Включая и себя в число этих свидетелей, он говорит: «и мы видели и свидетельствуем». Послание Иоанна основывалось на том, что действительно имело место, и произошло в реальности. 

(Ст.3). о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом.

 Не может быть истинного общения в церкви без личного общения со Христом. «Наше общение — с Отцом и Сыном Его» побуждает нас искать общения с такими же верующими людьми, имеющими общение с Богом.

(Ст.4). И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 

Сам Иоанн и другие Апостолы получали большую духовную радость, узнав, что верующие имеют истинное общение в собрании верующих. Апостолы настолько близко к сердцу принимали состояние других верующих, что их собственная радость зависела от степени духовного состояния тех, кому они служили. 

(Ст.5). И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Говоря о Боге как о Свете, Иоанн подчеркивает Его святую сущность и силу Его присутствия, способную разоблачить любой человеческий грех. Кто ходит во тьме, тот прячется от истины, которую открывает Свет.

(Ст.6). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;

Иоанн предупреждает, что так называющие себя верующие порой лишь только притворяются, будто пребывают на должной духовной высоте, ибо те, кто говорят, что имеют общение с Богом, но не повинуются Ему и не имеют общения со святыми, лгут себе и другим. 

(Ст.7). если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 

Свет – это Христос, Который объединяет человека с Творцом. Свет – это истина, это откровение, побуждающее верующих признавать, исповедовать свои грехи. До тех пор, пока сердца верующих открыты свету божественной истины, их согрешения изобличаются Духом Святым и смываются искупительной Кровью Христовой, когда они просят об этом. Все верующие, кто ходит во свете Божием, т.е. во Христе, имеют общение друг с другом, ищут такого общения с другими верующими и со Христом. Находясь в этом свете, они видят свои согрешения, каются в них, и Кровь Иисуса Христа очищает их души от этих грехов.

(Ст.8). Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 

 Порой может возникнуть искушение подумать о себе, как о человеке безгрешном. Апостол предостерегает христиан от подобного самообольщения: не замечать за собою греха вовсе не значит быть свободным от него. Такое желание скорее говорит о том, что человек находится во тьме, и свет Божий не проникает в его сердце, разоблачая грех. Апостол Иаков подтверждает эту истину говоря: «…ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2).

(Ст.9). Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 

Верующий должен быть во всякое время готов открыто признать то или иное согрешение, которое Бог откроет ему в Своем свете и исповедовать его перед Ним. Бог остается справедливым и праведным, прощая грехи кающемуся, поскольку Господь Иисус Христос принес в умилостивление за него искупительную жертву. Общение человека с Богом неразрывно связано с действием Крови Иисуса Христа, пролитой за грешников. Господь Иисус Христос Сам учил Своих последователей просить прощение в молитве «Отче наш», говоря: «прости нам грехи наши» (Лук.11:4), которая явно была рассчитана на то, чтобы произносить ее ежедневно.

(Ст.10). Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.   

Если Слово Божие обличает меня в грехе, то нужно с этим согласиться, а не пытаться отрицать свой грех. Возражая Слову Божиему, человек тем самым отвергает Христа, не дает Ему места в своей жизни. Настаивая на своей безгрешности, верующий тем самым выставляет Бога лживым. Пример про согрешившего Адама, (Быт.3:9-12) но не признавшего своего проступка. 

ВОПРОСЫ:

  1. Что было от начала?
  2. Какую ересь разоблачает Иоанн в этом послании?
  3. Что утверждает Иоанн в этой главе?
  4. Когда Жизнь вечная появилась на земле?
  5. Как обрести совершенную радость?
  6. Имею ли я общение со святыми в церкви?
  7. Почему иногда люди не хотят идти в собрание своей церкви?
  8. Каково свойство света?
  9. Что значит ходить во свете Божием?
  10. Что очищает душу кающегося грешника?             
  11. Почему необходимо исповедовать свои грехи?
  12. Почему Адам не признал свой грех и не раскаялся?
  13. Что делал Апостол Петр после своего отречения?
  14. Согрешаю ли я когда-нибудь?
  15. Есть ли у меня неисповеданный грех? 

Материал подготовлен пастором МРО Церкви ХВЕ «Слово Спасения» Сергеем Киришко, вы также можете найти его на интернет-ресурсах церкви. В разборе использованы комментарии некоторых библейских толкователей.