КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ?
(Ст.28). Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
Сначала к Иисусу подошли Фарисеи и Иродиане, искушая Его, задавали каверзные вопросы по поводу подати кесарю, потом подошли саддукеи с придуманной историей про семь братьев, Он всем дал исчерпывающий ответ, теперь подошли книжники с вопросами о важнейших заповедях в законе.
(Ст.29) Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
Отвечая книжнику на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?», Иисус отвечает: «Слушай, Израиль!». И так самое первое, что нам следует научиться — это слушаться Бога. Научиться слышать голос доброго Пастыря, об этом Иисус много раз говорил в Своем учении: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Иоан.10:27). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лук.9:35).
Самое первое и самое главное научиться слышать голос Божий и повиноваться Ему.
(Ст.30). и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
Итак, первая заповедь включает в себя: слушать Бога и любить Его всем сердцем, всею душою, всем разумением и всею крепостью. Вот как объясняет этот текст Мэтью Генри: «Он наш Бог, с Которым мы находимся в родстве и Которому многим обязаны; поэтому мы должны любить Его, сосредоточить на Нем все наши чувства, выражать наше желание к Нему и находить наслаждение в Нем. Он единый Господь, поэтому мы должны любить Его всем сердцем; Он имеет исключительное право на нас, поэтому должен иметь исключительное обладание нами. Если Он единый Бог, то наше сердце должно слиться с Ним, а поскольку нет иного Бога, кроме Него, то не должно быть места никакому сопернику Его на престоле сердца».
(Ст.31). Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Жан Кальвин дает такое объяснение: «Эта заповедь предполагает, что мы любим и должны любить себя. Существует порочное себялюбие, оно является корнем самых великих грехов. Его следует отвергать и умерщвлять. Но есть и законная любовь к себе, естественная, которая, как принцип величайшего долга, должна сохраняться и освящаться. Мы должны любить себя, т.е. иметь должное уважение к достоинству собственной личности и заботиться о благополучии своей собственной души и своего тела. Мы должны уважать и ценить всех людей, никому не причинять зла, ни с кем не обращаться несправедливо. Мы должны быть доброжелательными ко всем и всем, кому можем, должны творить добро. Мы призваны любить своего ближнего так же искренно, как самого себя. Более того, порой нам следует жертвовать собой ради блага нашего ближнего».
Вот как объясняет этот текст Иустин (Попович) — доктор богословия священнослужитель Сербской церкви: «Когда мы любим человека, когда его истинно любим? — Тогда, когда спасаем его от его греха, от ада… Это настоящая любовь к человеку. Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей, всей силой своей, — только тогда ты его истинно любишь».
(Ст.32-34). Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
Мэтью Генри объясняет так: «Христос процитировал великую заповедь, гласящую, что Господь Бог наш есть Господь единый; и он не только согласился с этим, но и добавил: «И нет иного, кроме Него», поэтому мы не должны иметь другого Бога кроме Него. Это исключает всех соперников и сохраняет сердечный трон только за Ним. Христос изложил великий закон о том, что мы должны любить Бога всем сердцем; книжник поясняет и его, добавляя, что это означает любить Его всем разумением, то есть разумея. Наша любовь к Богу должна быть разумной; все силы и способности нашего ума должны содействовать тому, чтобы привязанности нашей души были направлены к Богу. Христос сказал: «Любовь к Богу и к ближнему является величайшей из всех заповедей», — это больше всех всесожжении и жертв. Были такие, которые держались мнения, будто закон жертвоприношений есть величайшая из всех заповедей; этот же книжник с готовностью согласился с нашим Спасителем в том, что закон любви к Богу и к ближнему больше жертвы и даже всесожжения, хотя они предназначались исключительно для славы Божьей».
(Ст.35-37). Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Фарисеи, саддукеи, книжники задавали Христу много вопросов. Они думали озадачить Христа, теперь же настало время Ему задать им вопрос. И Он сделал это, когда они собрались все вместе.Богослов Жан Кальвин объясняет это так: «Христос цитирует Псалом Давида (Пс.109:1), который сами книжники считали пророчеством о Христе. Конечно, о Нем, и ни о ком другом, говорит здесь пророк. Этот Псалом представляет собою краткое пророческое изложение учения о Христе. Он описывается в нем как Пророк, Священник и Царь, как и в Его унижении, так и в Его вознесенном состоянии. Христос цитирует целиком стих, описывающий Искупителя в Его превознесенном положении, как Сидящего одесную Бога. Это положение подразумевает и покой, и правление. То, что Он сидит по правую руку Бога означает, что Ему дарована величайшая честь и неограниченная власть.
Тем, кто не признает Божественного происхождения Христа, нелегко понять это выражение, оно кажется им абсурдным, если Христос есть только Сын Давидов. Нелепо звучит, когда отец называет своего сына, предок своего потомка Господом. Если Давид называет Его Господом, то это — более очевидная истина, ибо все, что сказано о человечности Христа и Его уничижении, должно истолковываться и пониматься в согласии с истиной о Его божественности и власти. Мы должны твердо держаться той истины, что Христос есть Господь Давида, и исходить из нее при объяснении сыновних уз, связывающих Его с Давидом.
Христос, будучи Богом, является Господом Давида, а будучи человеком, Он есть сын Давида. Христос не объясняет им этой истины теперь, но откладывает объяснение на будущее, когда она будет доказана Его воскресением. Но нам ее доказывают в полной мере Его собственные слова: «Я есть корень и потомок Давида» (Откр.22:16). Христос, как Бог был корнем Давида, а как человек — потомком Давида. Если мы не держимся той истины, что Иисус Христос есть Всевышний Бог, благословенный вовек, то мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями. Если Мария, мать Иисуса, могла после зачатия назвать Его своим Спасителем, то и Давид, Его дальний предок, назвал Его своим Господом».
ВОПРОСЫ:
- Какая наибольшая заповедь в законе?
- В чем проявляется моя любовь к Богу?
- Что означает любить себя?
- Что значит любить ближнего, как самого себя?
- В чем проявляется моя любовь к ближнему?
- Почему первая заповедь важнее второй?
- Что вы думаете о Христе: Он Бог или Человек?
- Христос – сын Давида или Господь Давида?
- Почему фарисеи не приняли Иисуса своим Мессией?
- Кто может назвать Иисуса Господом?
- Кем Иисус, сын Давидов, является для меня лично?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru