(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

Ветхий Завет о человеческой природе Христа.     

В канун Рождества Христова приступим к рассмотрению ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ Иисуса Христа, нам необходимо исследовать библейскую доктрину о воплощении Божьего Сына и о человечности Спасителя.

В Пятикнижии Бог говорил через Моисея о грядущем пророке, которого Он «воздвигнет… из среды братьев их» (Втop. 18:18). По словам Петра это пророчество исполнилось в Иисусе (Деян. 3:22). Важно отметить, что в Ветхом Завете фраза: «Я воздвигну» всегда указывает по отношению к людям на физическое происхождение. Грядущий пророк, предсказанный Моисеем, является подлинным Человеком. 

Самое яркое ветхозаветное свидетельство о человечности Мессии заключается в том, что Он должен был быть физическим потомком Давида. Сошлёмся на мессианское пророчество Нафана в 2 Цар.7:12-14: «Я восставлю после тебя (Давида) семя твое, которое произойдет из чресл твоих. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном».

Бесспорно, что самым известным предсказанием о сверхъестественном рождении Мессии является текст Писания из Ис.7:14: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Здесь подтверждается, что текст из Быт.3:15 о семени жены, действительно говорит о зачатии Спасителя без участия мужчины. Мать Мессии являлась Девой т.е. «девственницей».

Жертвы и приношения Ты не восхотел; «но тело уготовал Мне…» (Евр. 10:5). Место Ветхого Завета (Пс.39:7), которое толкуется в Новом Завете в качестве свидетельства о воплощении Божьего Сына, так Мессия принесет Богу Отцу в жертву Свое тело. 

Зачатие и рождение Иисуса Христа в Новом Завете.

Как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки описывается история рождения Иисуса Христа и рождения именно от девы Марии. «(Она) родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Лука указывает, что Иисус рос как обычный человек. В Лк.2:40 написано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем», а в Лк.2:52 говорится: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». В Евангелии Лука описывает время, когда Иисусу было двенадцать лет (Лк.2:42). Итак, Иисус был младенцем, ребенком, юношей, молодым человеком и, наконец, стал мужчиной.

Имея человеческое тело, Иисус испытывал голод. После Его сорокадневного поста, совершенного в силе Духа Святого (Лк.4:1), Иисус «напоследок взалкал» (Мф. 4:2). Он также чувствовал усталость. В Ин.4:6 написано о Нем: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Также вспомним, что во время бури на море «Он спал на корме на возглавии» (Мк.4:38).

Исторически зафиксирована смерть Христа. Об этом свидетельствуют не только все четыре Евангелиста и другие писатели Нового Завета, но и светские историки. Иосиф Флавий, еврейский историк I века, написал об Иисусе: «Пилат приговорил Его к смерти на кресте». Физическая смерть Спасителя свидетельствует о подлинности Его физического тела.

Иисус переживал одиночество, вися на кресте, говоря: «Элои! Элои! Ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). Имея настоящую человеческую душу, Иисус страдал не только телом, но и душой. 

Говоря о духовной жизни Иисуса, Евангелия открывают, что Он провел свою земную жизнь в зависимости, как от Отца, так и от Духа Святого. В связи с этим, примечательно то, как часто Иисус молился. Лука особо подчеркивает Его молитвенную жизнь. Только Лука записал, что Христос молился во время снисхождения на Него Духа Святого (Лк.3:21-22).

Учение Апостола Павла о человечности Христа особо подчеркнуто в двух отрывках, которые заимствованы Павлом у гимнов Ранней Церкви: «…Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). «Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

      Последнее новозаветное свидетельство о человечности Христа мы находим в писаниях апостола Иоанна. Хотя Иоанн делает особое ударение на божественности Христа, его писания также содержат несколько очень ярких указаний и на Его человечность. В первой главе своего Евангелия, после утверждения о божественности Иисуса, Апостол Иоанна заявляет: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»(Ин. 1:14). Аналогично в первых стихах своего первого послания Иоанн возвещает: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1Ин.1:1-3).

Иоанн не только констатирует человечность Христа, но и строго предупреждает тех, кто хотел бы ее отвергать или отрицать. Те, кто отвергает доктрину о воплощении Божьего Сына, даже считаются антихристами: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». (1Иоан.4:2,3) (2 Иоан.7-9).

Поэтому правильное понимание личности Иисуса Христа заключается в том, что у Него есть две природы: как божественная, так и человеческая. Но Он всё же является только одной личностью – Иисусом Христом. С одной стороны, Он является полностью Богом. Он – вечное Существо, Которое имеет ту же сущность, что и Бог Отец, и Дух Святой. Но, с другой стороны, Он является полностью человеком, имея как человеческое тело, так и человеческую душу (дух). Эти две природы не смешиваются друг с другом. Они остаются различными. Но это не значит, что Иисус – это две личности, личность только одна. Эти природы взаимодействуют друг с другом таким образом, что сохраняется единство личности Иисуса Христа. 

Собор в городе Халкидоне в 451 г. дал нам окончательное определение личности Христа, которого придерживаются все ортодоксальные церкви по сей день, и которое согласовывается с библейским откровением о личности Христа: «Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; рожденным прежде веков от Отца по Божеству, и Его же – в последние дни, ради нас и ради нашего спасения, [рожденным] от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемым (при этом различие двух естеств никак не уничтожается их соединением, а напротив, сохраняется свойство каждого естества, совокупляемого в единое лицо и в единую ипостась), не на два лица рассекаемым или разделяемым, но одного и того же Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как учили о Нем в древности Пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов наших».
                                   ВОПРОСЫ:

  1. Что говорит Ветхий Завет о человеческой природе Иисуса Христа?
  2. Как пророк Моисей говорил о Христе?
  3. Какой пророк предсказал, что Иисус будет потомком Давида? 
  4. Какой пророк предсказал, что Иисус родится от Девы?
  5. Что пророк Давид предсказал об Иисусе?
  6. Кто из Евангелистов говорит, что Иисус родится, как Младенец?
  7. Примеры из жизни Христа, подтверждающие Его Человеческую природу?
  8. Если дух не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, то это дух..?
  9. Какой светский историк пишет о жизни и смерти Христа?
  10. Что утверждает Халкидонский собор о природе Христа?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru