(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)
Ветхий Завет о человеческой природе Христа.
В канун Рождества Христова приступим к рассмотрению ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ Иисуса Христа, нам необходимо исследовать библейскую доктрину о воплощении Божьего Сына и о человечности Спасителя.
В Пятикнижии Бог говорил через Моисея о грядущем пророке, которого Он «воздвигнет… из среды братьев их» (Втop. 18:18). По словам Петра это пророчество исполнилось в Иисусе (Деян. 3:22). Важно отметить, что в Ветхом Завете фраза: «Я воздвигну» всегда указывает по отношению к людям на физическое происхождение. Грядущий пророк, предсказанный Моисеем, является подлинным Человеком.
Самое яркое ветхозаветное свидетельство о человечности Мессии заключается в том, что Он должен был быть физическим потомком Давида. Сошлёмся на мессианское пророчество Нафана в 2 Цар.7:12-14: «Я восставлю после тебя (Давида) семя твое, которое произойдет из чресл твоих. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном».
Бесспорно, что самым известным предсказанием о сверхъестественном рождении Мессии является текст Писания из Ис.7:14: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Здесь подтверждается, что текст из Быт.3:15 о семени жены, действительно говорит о зачатии Спасителя без участия мужчины. Мать Мессии являлась Девой т.е. «девственницей».
Жертвы и приношения Ты не восхотел; «но тело уготовал Мне…» (Евр. 10:5). Место Ветхого Завета (Пс.39:7), которое толкуется в Новом Завете в качестве свидетельства о воплощении Божьего Сына, так Мессия принесет Богу Отцу в жертву Свое тело.
Зачатие и рождение Иисуса Христа в Новом Завете.
Как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки описывается история рождения Иисуса Христа и рождения именно от девы Марии. «(Она) родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).
Лука указывает, что Иисус рос как обычный человек. В Лк.2:40 написано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем», а в Лк.2:52 говорится: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». В Евангелии Лука описывает время, когда Иисусу было двенадцать лет (Лк.2:42). Итак, Иисус был младенцем, ребенком, юношей, молодым человеком и, наконец, стал мужчиной.
Имея человеческое тело, Иисус испытывал голод. После Его сорокадневного поста, совершенного в силе Духа Святого (Лк.4:1), Иисус «напоследок взалкал» (Мф. 4:2). Он также чувствовал усталость. В Ин.4:6 написано о Нем: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Также вспомним, что во время бури на море «Он спал на корме на возглавии» (Мк.4:38).
Исторически зафиксирована смерть Христа. Об этом свидетельствуют не только все четыре Евангелиста и другие писатели Нового Завета, но и светские историки. Иосиф Флавий, еврейский историк I века, написал об Иисусе: «Пилат приговорил Его к смерти на кресте». Физическая смерть Спасителя свидетельствует о подлинности Его физического тела.
Иисус переживал одиночество, вися на кресте, говоря: «Элои! Элои! Ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). Имея настоящую человеческую душу, Иисус страдал не только телом, но и душой.
Говоря о духовной жизни Иисуса, Евангелия открывают, что Он провел свою земную жизнь в зависимости, как от Отца, так и от Духа Святого. В связи с этим, примечательно то, как часто Иисус молился. Лука особо подчеркивает Его молитвенную жизнь. Только Лука записал, что Христос молился во время снисхождения на Него Духа Святого (Лк.3:21-22).
Учение Апостола Павла о человечности Христа особо подчеркнуто в двух отрывках, которые заимствованы Павлом у гимнов Ранней Церкви: «…Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). «Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
Последнее новозаветное свидетельство о человечности Христа мы находим в писаниях апостола Иоанна. Хотя Иоанн делает особое ударение на божественности Христа, его писания также содержат несколько очень ярких указаний и на Его человечность. В первой главе своего Евангелия, после утверждения о божественности Иисуса, Апостол Иоанна заявляет: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»(Ин. 1:14). Аналогично в первых стихах своего первого послания Иоанн возвещает: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1Ин.1:1-3).
Иоанн не только констатирует человечность Христа, но и строго предупреждает тех, кто хотел бы ее отвергать или отрицать. Те, кто отвергает доктрину о воплощении Божьего Сына, даже считаются антихристами: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». (1Иоан.4:2,3) (2 Иоан.7-9).
Поэтому правильное понимание личности Иисуса Христа заключается в том, что у Него есть две природы: как божественная, так и человеческая. Но Он всё же является только одной личностью – Иисусом Христом. С одной стороны, Он является полностью Богом. Он – вечное Существо, Которое имеет ту же сущность, что и Бог Отец, и Дух Святой. Но, с другой стороны, Он является полностью человеком, имея как человеческое тело, так и человеческую душу (дух). Эти две природы не смешиваются друг с другом. Они остаются различными. Но это не значит, что Иисус – это две личности, личность только одна. Эти природы взаимодействуют друг с другом таким образом, что сохраняется единство личности Иисуса Христа.
Собор в городе Халкидоне в 451 г. дал нам окончательное определение личности Христа, которого придерживаются все ортодоксальные церкви по сей день, и которое согласовывается с библейским откровением о личности Христа: «Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; рожденным прежде веков от Отца по Божеству, и Его же – в последние дни, ради нас и ради нашего спасения, [рожденным] от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемым (при этом различие двух естеств никак не уничтожается их соединением, а напротив, сохраняется свойство каждого естества, совокупляемого в единое лицо и в единую ипостась), не на два лица рассекаемым или разделяемым, но одного и того же Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как учили о Нем в древности Пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов наших».
ВОПРОСЫ:
- Что говорит Ветхий Завет о человеческой природе Иисуса Христа?
- Как пророк Моисей говорил о Христе?
- Какой пророк предсказал, что Иисус будет потомком Давида?
- Какой пророк предсказал, что Иисус родится от Девы?
- Что пророк Давид предсказал об Иисусе?
- Кто из Евангелистов говорит, что Иисус родится, как Младенец?
- Примеры из жизни Христа, подтверждающие Его Человеческую природу?
- Если дух не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, то это дух..?
- Какой светский историк пишет о жизни и смерти Христа?
- Что утверждает Халкидонский собор о природе Христа?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru