КТО БОЛЬШЕ В ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ?

(Ст.30-32). Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

Время страданий Господних было совсем близко, поэтому Иисус хотел побыть наедине и общаться только со своими учениками, чтобы подготовить их к приближающемуся испытанию. Он сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его и на третий день воскреснет». Но они не понимали этих слов. Слова были достаточно простыми, но ученики никак не могли примириться с тем, ведь они представляли себя на троне в Его земном царстве, они уже делили места, кто из них больше и где кто будет сидеть со Христом в Его земном правлении.

(Ст.33-37). Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Ученики своим честолюбием и любовью к власти не только не достигнут первенства в Его Царстве, но и лишатся его, поэтому Он научает их безусловному принятию, говоря: «Если кто хочет быть первым, будь для всех слугою». Апостол Павел, давая наставления служителям, говорит: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но он должен, подобно апостолу Павлу, больше трудиться, больше молиться, быть всем слугой…». (1Тим.3:1-7) Иисус взял ребенка, не имеющего никакой гордости и никакого честолюбия, и, обняв его, сказал им: «Посмотрите, кто примет человека подобного этому ребенку, тот принимает Меня. Люди со смиренным, кротким и мягким нравом — вот кого Я признаю и к кому буду благосклонен; и всех остальных призываю поступать так же, и сделанное для них Я восприму как сделанное для Меня лично; так же поступит и Отец Мой, ибо тот, кто Меня принимает, принимает и пославшего Меня».

(Ст.38-40). При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. 

Иоанн сообщил Христу о том, что они запретили одному человеку пользоваться именем Его, потому что он был не из их числа (не из их церкви и конфессии). Хотя ученики постыдились сознаться в том, что спорили о собственном превосходстве, но в то же время они, кажется, гордились тем, что применили свою власть и ожидали, что Учитель не только оправдает их поступок, но и похвалит за него, ведь они использовали свою власть для защиты чести их «святой» общины. Мы похожи на учеников Христа и склонны воображать будто те, кто не следует вместе с нами, не ходят в нашу церковь, значит не следуют за Христом вообще. Но Господь знает Своих, и Он сказал: «не запрещайте ему». Благодать Христа не ограничивается рамками видимой Церкви.

(Ст.41). И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Помощь нуждающимся детям Божьим в бедственное для них время — доброе дело, оно зачтется тем, кто его совершает, Христос примет его и вознаградит за него.  

Если Христос считает доброту к нам служением Ему, то нам следует считать служение Ему добротой по отношению к нам и поощрять делающих это, даже если они не ходят за нами. (Мэтью Генри)

(Ст.42-48). А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.

Здесь Евангелист Марк использует гиперболическое преувеличение. Если наша жизнь или наша собственная рука, нога или глаз соблазняют нас или других верующих, то образно выражаясь, лучше избавиться от них. О чем идет речь и каким образом их отсекать? Если какая-то нечистота, которой мы потворствуем, дорога нам так же, как глаз или рука или то, что является для нас тем же, что глаз или рука, становится невидимым искушением ко греху или поводом к нему, то от него следует избавляться. Предположим, что любимое стало греховным или греховное стало любимым, камнем преткновения, так что нам надо расстаться либо с этим дорогим для нас, либо со Христом и с доброй совестью. В таком случае Христос предписывает нам вырвать глаз, отсечь руку или ногу, это означает умертвить любимую страсть, распять ее, бороться с ней, не подпитывать ее. Пусть идолы, составлявшие предмет наслаждения, будут выброшены вон, как нечто мерзкое, держаться на расстоянии от того, что искушает, каким бы оно ни было приятным. Орган, пораженный гангреной, должен быть отсечен ради сохранения всего тела. То, что не поддается лечению, должно быть отсечено, чтобы не заразились здоровые члены. Мы должны потерпеть боль, чтобы избежать погибели, наше «Я» должно быть отвергнуто, чтобы душа была спасена.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему ученикам так сложно было понять слова о смерти и воскресении Спасителя?
  2. О чем по дороге Апостолы рассуждали между собою?
  3. Кто больше в Царствии Божьем?
  4. Как нужно принимать людей в Божьем Царстве?
  5. Почему ученики запретили человеку изгонять бесов?
  6. Могут ли люди, не принадлежащие к нашей церкви, изгонять бесов?
  7. Почему так ценна в очах Христа чаша холодной воды?
  8. Как христианин может соблазнить других верующих? 
  9. Почему такое жестокое наказание за соблазн?
  10. Как войти в Царство Божье с двумя глазами, двумя руками и ногами?
  11. От чего нужно избавляться, чтобы не попасть в геенну огненную?
  12. Поделитесь опытом принятия людей в Божье Царство.

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru