ПРЕДАНИЯ ИЛИ ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ
(Ст.1-4). Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
Предание старцев предписывало всем умывать руки перед едой. Это обычное правило чистоплотности, и в нем нет ничего плохого, для гигиены тела это очень полезно. Но фарисеи вложили в него религиозный подтекст и не хотели считать его маловажным, каким оно являлось по своей сути.
(Ст.5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Считалось, что есть неумытыми руками означает есть нечистыми руками. Ученики знали, что фарисеи наблюдали за ними, и все же не угождали им, не следуя их преданиям, но сохраняли свою свободу. Раввин Джозес так определил нарушение этого предания: «Есть неумытыми руками есть такой же грех, как прелюбодеяние». Но учение, доведенное до крайности, становится ересью.
(Ст.6-8). Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Исаия пророчествовал (Ис.29:13) не только о людях своего времени, но обо всех прочих лицемерах, его пророчество остается в силе до сих пор. Пророчества Священного Писания исполняются каждый день. Данное слово показывает точную характеристику лицемерного народа. Лицемеры это все те, у кого благочестие и поклонение Богу только на устах. Таким образом Христос оправдал Своих учеников, не подчинившихся преданиям старцев.
(Ст.9-13). И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
В ответ на вопрос Иисус показал, что никогда не следует подчиняться человеческому авторитету, если он конкурирует с Божьим. Те, кто особенно сильно ревнует о человеческих постановлениях, обычно очень пренебрежительно относятся к заповедям Божьим. Так случилось и в данной ситуации. Спаситель напоминает об обязанности детей поддерживать своих родителей и служить им в их нуждах, а также всячески заботиться об их благосостоянии, это является почтением отца и матери. Фарисеи же извратили пятую заповедь, они учили нести все деньги в храм, даже и те, что по праву полагались родителям. (Нужно учитывать, что тогда не было никакой пенсии и социальной защиты для пожилых людей. Вся ответственность на обеспечении нужд и потребностей старшего поколения лежала на их детях).
(Ст.14-16). И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Мы должны прилагать все старание, чтобы уразуметь слышанное от Христа. Ни вид пищи, ни качество ее, ни состояние наших рук не могут оказать на душу никакого оскверняющего воздействия. Пища, которую мы едим, не приближает и не отдаляет нас от Бога, ибо «Царство Божье не пища и питье» (Рим14:17). Христос таким образом подготавливал путь к отмене обрядового закона. Он начинает учить Своих учеников не почитать чего-нибудь чистым или нечистым. И если бы Петр вспомнил эти слова перед тем, как идти к язычникам, то не возразил бы: «Нет, Господи» (Деян.10:13-15, 28).
(Ст.17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Сказанное Христом было ясно, но так как Его слова шли вразрез с усвоенными понятиями, то ученики хотя и не противоречили им, но назвали их притчей, не сумев уразуметь их смысла. Христос еще раз повторил сказанное. Мы оскверняемся не едой, которую принимаем неумытыми руками, но словами, исходящими из нашего неосвященного сердца. Нечистым источником того, что выходит из наших уст, является наше сердце, оно источник всякого греха. Именно человеческое сердце так безнадежно испорчено, ибо нет такого греха, в словах и делах, который прежде не обитал бы в сердце. Все злые слова исходят из сердца и оскверняют нас; из испорченного сердца исходит все испорченное.
ВОПРОСЫ:
- Нужно ли умывать руки перед принятием пищи?
- Как фарисеи заменили Божью заповедь преданием старцев?
- В чем проявляется ваше почтение к родителям?
- Что важнее: предание или слово Божье?
- Нужно ли нам соблюдать национальные традиции (предания)?
- Что оскверняет человека?
- Приходилось ли вам отказываться от традиций, противоречащих Писанию?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru