(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

                                                      ПАВЕЛ ПЕРЕД СУДОМ ФЕЛИКСА

 (Ст.1). Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла. 

По приказанию тысяченачальника Лисия особо избранные представители Синедриона пришли из Иерусалима чтобы добиться осуждения апостола. Они были уполномоченные вести дело. Для большего успеха в своем деле они берут некоего ритора Тертулла (уменьшительное от Тертуллиан).

(Ст.2-9). Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря: всегда и везде со всякою благодарностью признаем мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа. Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением. Найдя сего человека язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону. Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе, повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его. И Иудеи подтвердили, сказав, что это так. 

Тертуллиан начал свою обвинительную речь льстиво убеждая Феликса на свою сторону. Он утверждал, что иудеи арестовали Павла, но то, что происходило во дворе храма, было скорее похоже на самосуд, чем на арест. Выдвинутое им против Павла обвинение было тонко извращено и состояло из трех частей:         

1) Павел являлся язвою общества и возбудителем мятежа. То есть, иудеи относили Павла к тем мятежникам, которые постоянно разжигали пламя мятежа. Тертулл хорошо знал, что терпеливые римляне никогда не потерпят одного: народных беспорядков, поскольку из любой искры могло разгореться пламя. Тертулл сознавал не только ложность этого обвинения, но и его эффективность.   

2) Павел являлся руководителем Назорейской ереси. Тем самым его приравнивали к мессианскому движению, а римляне понимали, какие беспорядки могут вызвать ложные мессии, и как они возбуждают народные восстания, которые только в кровавых боях возможно было придушить. Рим не мог пренебрежительно отнестись к такому обвинению. Тертулл знал, что и это ложь, но он знал, что это серьезное обвинение.   

3) Павел осквернил храм. Священниками были саддукеи, которые всегда стремились к сотрудничеству с завоевателями; осквернить храм — значило нарушить права и законы священников; и римляне, надеялся Тертулл, примут сторону проримской партии. Обвинение, изложенное Тертуллом, было самой опасной смесью полу правды и извращенных фактов. Последнее обвинение было высосанным из пальца. Апостол Павел храм не осквернял.   

(Ст.10-21) Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения. При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом. [Это были] некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня. Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом, разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за [учение о] воскресении мертвых я ныне судим вами. 

Павел защищается как человек, совесть которого чиста. В своей речи он обращается к правителю с выражением должного почтения и требует представить доказательства, подтверждающие обвинение. Павел приводит безупречное исповедание веры, по причине которой, согласно заявлению апостола, иудеи и ненавидят его, он дает более подробное свидетельство о событиях, произошедших за все время с того момента, когда иудеи схватили его. В конце он призывает их указать, какое же зло сделал он. Величие Павла проявляется в том, что в его защитной речи звучат слова мудрости и силы, но никогда – ни жалость к себе ни горечь, что могло быть так естественно для человека, лучшие чувства и действия которого были умышленно и злобно искажены.   

(Ст.22-23). Выслушав это, Феликс отсрочил [дело] их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему. 

Таким образом, Феликс прокуратор Иудеи, получив более точные сведения об образе мыслей и верований Павла, и убедившись, что обвинения его совершенно напрасны, но вместе с тем и не желая резким отказом огорчить и возбудить против себя обвинителей все же не освобождает Павла, объявляя об отсрочке этого дела, будто бы из желания подробнее узнать обо всем от Лисия. Судебный процесс откладывается, а узник Павел остается в заключении.

.

                        ВОПРОСЫ: 

  1. Какие обвинения выставил Тертулл против Павла?
  2. В чем была опасность этих обвинений?
  3. Как сегодня обвиняют Евангельских верующих?
  4. Опроверг ли Павел обвинения, которые были высказаны против него?
  5. О чем проповедовал Павел высокопоставленным лицам?
  6. Почему Феликс не освободил Павла от уз?
  7. Поделитесь опытом: кому из высокопоставленных людей вы благовествовали?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru