(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)
ПРОПОВЕДЬ ПАВЛА В АФИНАХ
(Ст.16) В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
Для Павла было чуждо идолопоклонство, Он знал Бога живого, и, видя на каждом углу идола, он внутренне возмущался и молился, как донести истину о живом Боге народу в Афинах.
(Ст.17) Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.
Он, как обычно, начал свое служение в синагоге, а также в городе на площади со встречными людьми.
(Ст.18) Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
В основе системы эпикурейцев лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм, они предавались чувственным удовольствиям, находя в них блаженство,
представляя себе Бога вполне похожим на самих себя, неосновательных, беззаботных, безответственных существ, не проводящих различия между добром и злом.
В основе стоиков лежала: гордость и самообольщение, они считали себя равно блаженными Богу, предаваясь гордости в такой же мере, в какой эпикурейцы предавались похоти плоти и похоти очей. Добродетельный человек, по мнению стоиков, был не ниже Бога, более того, по выражению Сенеки, есть нечто, в чем человек превосходит Бога.
(Ст.19-22) И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие [у них] иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что — нибудь новое.
Ареопаг — место собрания и заседания Верховного Совета греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Афиняне очень любили новости, им хотелось говорить и слушать что-нибудь новое точно так же, как и сегодня большинство людей обязательно слушают или читают новости. Они были привержены новым философским идеям и системам.
(Ст.22-23) И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Речь Павла в Ареопаге к афинянам представляет высокий образец апостольской мудрости и красноречия и применения им всегдашнего своего правила: для язычников, быть как бы язычник, чтобы приобрести язычников для Евангелия. Отыскав точку соприкосновения своей проповеди о жертвеннике «неведомому Богу», давшую ему столь блестящее начало, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова.
По поводу жертвенника «неведомому Богу» существует легенда, что Афины посетила язва и попаляла их так сильно, что не щадила и самых тонких тканей. И так как, совершая служение своим мнимым богам, они не получали никакой пользы, то, размыслив, что, может быть, какой-либо иной Бог, Которому они не воздали чествования, наслал язву, они построили храм и капище, и подписали: неведомому Богу, и, принеся жертвы, немедленно были уврачеваны. (Исидор Пелусиот)
(Ст.24-25) Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
Павел поправляет сказанное, присовокупляя: «не в рукотворенных храмах живет», но в человеческой душе, и не требует служения рук человеческих, как например, принесения жертв и т. п. Как? Разве Бог не обитал в храме иерусалимском? Нет, Он только действовал в нем.
(Ст.26) От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
О «происхождении всех от одной крови» — означает происхождение не только по телу, но и по душе от одних общих всем прародителей, в противоположность языческим басням о происхождении разных народов от разных прародителей. Господь не только Творец человечества, но и Промыслитель — Творец истории.
(Ст.27) дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
Высшая цель человека и человечества — искание Бога, вступление в живое сердечное общение с Ним, для чего дарованы человеку не только такие верные руководства, как Слово Божие, но и собственные внутренние указания и влечения от едва уловимых и осязаемых, до самых надежных и очевидных, объясняющихся столь непосредственною близостью Божества к каждому из нас.
(Ст.28) ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Павел ссылается на поэта Клеанфа, ученика Зенонова в его гимне Зевсу: «мы твой род». Павел таким же смелым ораторским приемом, как и выше «неведомому Богу», относит это изречение к Единому Истинному Богу.
(Ст.29) Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Если мы род Божий, то несообразно с здравым смыслом думать, что Божество подобно тому, золоту, серебру. Божество может быть подобно только нам, людям, составляющим род Его: в людях и надо искать этого Божественного подобия, от них возноситься мыслию к их Первообразу и Подобию, просиявшему до высшего совершенства в Богочеловеке.
(Ст.30) Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
Бог повелевает как полновластный Господь всего человечества. «Всем и повсюду» — этим обозначается всеобщность назначения христианства для всего рода человеческого, независимо от того эллин кто или иудей, варвар или свободный. «Покаяться» — значит осознать свои заблуждения и обратиться к Богу живому и истинному.
(Ст.31) ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Постепенно, от более простого к более сложному, с неопровержимою последовательностью раскрывает он систему христианского учения, проповедуя: 1) о Боге едином, Творце мира и человечества (Деян 17:22−26), 2) о цели и законах жизни людей (Деян 17:27−29), делающих столь естественным и учение об искуплении и будущем суде (Деян 17:30−31).
(Ст.32-34 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними
Дионисий, член Ареопага, следовательно, человек именитый и образованный, из каких обыкновенно и избирались члены Ареопага. По церковному преданию он стал преданнейшим учеником Апостола Павла, был поставлен от него епископом Афинским, потом проповедовал Евангелие в Галлии и скончался мученическою смертью в Париже.
ВОПРОСЫ:
- Каким образом Апостол Павел попал в Ареопаг?
- Какой ключ к сердцу Афинян использовал Апостол?
- Сколько раз Павел в своей проповеди цитировал стихи языческих поэтов?
- Какие основные истины Апостол затрагивает в своей проповеди?
- Что такое покаяние?
- Какой результат благовестия Павла в Афинах?
- Кому я на этой неделе благовествовал?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru
(Использовались комментарии Лопухина и Мэтью Генри)