ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
(Ст.21-22). Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
Павел положил в духе отправиться в Иерусалим, чтобы посетить тамошних братьев и рассказать им о том, как преуспевает благоволение Господне в его руке. Из Иерусалима Павел планировал предпринять путешествие в Рим, ибо в Риме он желал встретиться с христианами и преподать им некое духовное дарование к утверждению в вере (Рим.1:11).
(Ст.23-25). В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и изображения Артемиды были в большом употреблении у почитателей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его бизнес давал немалую прибыль находившимся в его ведении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж.
(Ст.26). между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
В том то и заключена истина — что делаемые руками человеческими не суть боги. Вот как об этом с иронией говорит пророк Исаия (Ис.44:13-17)
13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
(Ст.27-29). А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
В духовном мире началось сражение за людские души. Язычники, одержимые поклонением Артемиды, начали бесноваться и кричать, провозглашая свою богиню великой. Но пробуждение, пришедшее в Эфес через проповедь Павла, просветило умы людей, и они обратились от духовной тьмы к свету и перестали поклоняться изделию рук человеческих. Тогда фанатики Артемиды, схватив благовестников, потащили их в помещение городского театра, служившего обыкновенно местом для больших народных собраний.
(Ст.30-32). Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть [собравшихся] не знали, зачем собрались.
Друзья Апостола Павла, опасаясь за его жизнь от мятежной толпы, не допустили его к мятежникам. Сам же Апостол проявил великую смелость и силу духа истинного воина Христова, готов был идти к разъяренной против него толпе.
(Ст.33-34). По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
Полагают, что этот Александр был по происхождению иудей и выставлен иудеями из опасения, чтобы их не смешали с христианами и не подвергли гонению, а иудеи были известны как враги идолов. Уловка не удалась и только послужила ко вреду иудеев; народ не захотел даже и слушать речи иудея, выразив свое всеобщее презрение к ним.
(Ст.35-39). Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? 36 Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. 37 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. 38 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. 39 А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. 40 Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.
«Блюститель порядка» — это городской чиновник, на обязанности которого лежало обнародование общественных дел. В своей речи к народу он указывает прежде всего на то, что культ Артемиды стоит крепко в Ефесе и взятые народом спутники Павла не могут быть обвинены в прямом его оскорблении. При отсутствии, так сказать, состава преступления и то, что для разбора законных жалоб есть законные власти и определенный порядок их ведения. Наконец, при несоблюдении всех этих условий народ рискует сам оказаться в положении подсудимых за несанкционированный митинг. Столь разумные, умелые доводы охладили пыл собрания, и оно разошлось без всяких инцидентов.
ВОПРОСЫ:
- Чем Павел был мотивирован, чтобы идти в Иерусалим?
- Что являлось объектом поклонения в Ефесе?
- От чего начался мятеж против пути Господня?
- Как Ефесская церковь повлияла на жителей города?
- Почему поклонники Артемиды так долго бесновались?
- Как местному чиновнику удалось успокоить мятеж?
- Какую реакцию вызывает ваша проповедь?
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru