ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

 (Ст.21-22). Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии. 

Павел положил в духе отправиться в Иерусалим, чтобы посетить тамошних братьев и рассказать им о том, как преуспевает благоволение Господне в его руке. Из Иерусалима Павел планировал предпринять путешествие в Рим, ибо в Риме он желал встретиться с христианами и преподать им некое духовное дарование к утверждению в вере (Рим.1:11).

(Ст.23-25). В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; 

Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и изображения Артемиды были в большом употреблении у почитателей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его бизнес давал немалую прибыль находившимся в его ведении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж.

(Ст.26). между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

В том то и заключена истина — что делаемые руками человеческими не суть боги. Вот как об этом с иронией говорит пророк Исаия (Ис.44:13-17) 

13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.

14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.

15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.

16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

(Ст.27-29). А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. 

В духовном мире началось сражение за людские души. Язычники, одержимые поклонением Артемиды, начали бесноваться и кричать, провозглашая свою богиню великой. Но пробуждение, пришедшее в Эфес через проповедь Павла, просветило умы людей, и они обратились от духовной тьмы к свету и перестали поклоняться изделию рук человеческих. Тогда фанатики Артемиды, схватив благовестников, потащили их в помещение городского театра, служившего обыкновенно местом для больших народных собраний.

(Ст.30-32). Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть [собравшихся] не знали, зачем собрались. 

Друзья Апостола Павла, опасаясь за его жизнь от мятежной толпы, не допустили его к мятежникам. Сам же Апостол проявил великую смелость и силу духа истинного воина Христова, готов был идти к разъяренной против него толпе.

(Ст.33-34). По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! 

Полагают, что этот Александр был по происхождению иудей и выставлен иудеями из опасения, чтобы их не смешали с христианами и не подвергли гонению, а иудеи были известны как враги идолов. Уловка не удалась и только послужила ко вреду иудеев; народ не захотел даже и слушать речи иудея, выразив свое всеобщее презрение к ним.

(Ст.35-39). Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? 36 Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. 37 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. 38 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. 39 А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. 40 Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

«Блюститель порядка» — это городской чиновник, на обязанности которого лежало обнародование общественных дел. В своей речи к народу он указывает прежде всего на то, что культ Артемиды стоит крепко в Ефесе и взятые народом спутники Павла не могут быть обвинены в прямом его оскорблении. При отсутствии, так сказать, состава преступления и то, что для разбора законных жалоб есть законные власти и определенный порядок их ведения. Наконец, при несоблюдении всех этих условий народ рискует сам оказаться в положении подсудимых за несанкционированный митинг. Столь разумные, умелые доводы охладили пыл собрания, и оно разошлось без всяких инцидентов.

                                               ВОПРОСЫ: 

  1. Чем Павел был мотивирован, чтобы идти в Иерусалим?
  2. Что являлось объектом поклонения в Ефесе?
  3. От чего начался мятеж против пути Господня?
  4. Как Ефесская церковь повлияла на жителей города?
  5. Почему поклонники Артемиды так долго бесновались?
  6. Как местному чиновнику удалось успокоить мятеж?
  7. Какую реакцию вызывает ваша проповедь?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru