ПРОРОЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕРКОВЬ

 (Ст.17-19). Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 

Апостол Павел, собрав Ефесских служителей церкви, начал говорить о своих чувствах и переживаниях, с которыми ему пришлось столкнуться в этом городе. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей своей духовностью, а желанием вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и Его церкви. 

(Ст.20-21). как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол проповедовал и всенародно и по домам, недостаточно церковных собраний. Если церкви не будет в семье, то и семьи не будет в церкви.

(Ст.22-24). И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

Он шел в Иерусалим по влечению Духа, зная, что узы и скорби ждут его там. Дух Святой предупреждал не для того, чтобы он переменил свои планы, а чтобы подготовить его к страданиям.  

(Ст.25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

По написанному мы видим, что не только узы и скорби ждут его, но он предчувствовал, что из уз он уже не выйдет и не сможет посетить их снова.

(Ст.26). Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. 

Как важно нам проповедовать полное Евангелие и открывать всю волю Божью. Не в припрыжку, а многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божье (Деян.14:22).

(Ст.28). Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 

«Блюстителями» — επισκόπους — Епископами церкви избирают люди, но ставит Дух Святой. Речь говорится к пресвитерам, но называются они Епископами по тождеству некоторых их обязанностей. Тот же Апостол строго различает их, когда поручает только Епископам власть и право рукополагать пресвитеров и судить их (Тит.1:5; 1Тим 5:22).

(Ст.29-30). Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, которые хуже всякого внешнего гонения будут расхищать стадо Божие, развращая и губя души верующих. Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее время подтверждаются также письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и в откровении Иоанна Богослова. Очевидно, предсказание Павла исполнилось в точности.

(Ст.31-32). Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными. 

Ученики утверждаются в вере не через воскресные собрания, а через личное научение каждого даже со слезами, а также глубокое пребывание в слове Божьем и Его благодати. Вот почему нам важно быть подотчетным своим духовным наставникам, вот почему нам важно бодрствовать и ежедневно читать Слово Божье.

(Ст.33-35). Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». 

Полнота бескорыстия Апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян.18:3), чтобы ничем не быть в тягость церкви и не подать повода к нареканию. Апостол Павел не имел семьи и не получал от церкви жалованья, но это не значит, что служители сегодня все должны быть волонтерами. По возможностям поместной церкви, и если служитель имеет семью, или на полное время служит, то церковь материально поддерживает таких тружеников. Но сам принцип остается в силе — «блаженнее давать, нежели принимать».

(Ст.36-38). Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. 

Коленопреклонённая молитва поощряется и сегодня, особенно дома. Они молились на берегу моря, прощались с Апостолом и плакали, понимая, что больше уже не увидят его здесь на земле, но в вечности мы встретимся ним. В этом есть наша твердая надежда.

                                               ВОПРОСЫ: 

  1. Зачем Павел рассказывает ученикам о своих трудностях?
  2. Какие помещения использовал Апостол для проповеди Евангелия?
  3. Почему Павел не изменил свой маршрут, узнав об опасности?
  4. Кого имеет в виду Павел, называя «лютыми волками»?
  5. Чем должны заниматься пресвитеры и Епископы церкви?
  6. Что включает в себя понятие бодрствование?
  7. Почему Павел отказался от материальной поддержки в Ефесе?
  8. Какому принципу даяния придерживался Апостол?
  9. Зачем склонять колени в молитве?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru