(Перед разбором посвятите время обсуждению того, как приобретать людей для Христа)

                                                   СЛУЖЕНИЕ ПРИСКИЛЛЫ И АКИЛЫ 

 (Ст.18). Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братьями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету. 

Прискилла и Акила – это супружеская пара, сотрудники Апостола Павла. В греческих и современных русских переводах имя жены Прискиллы стоит первым, а потом имя мужа Акилы, что свидетельствует о лидерстве жены. Что касается значения самого факта «стрижки головы по обету», то это было исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету, желая таким образом угодить иудеям (Чис.6). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был стричь волосы на голове своей; стрижка совершалась только или по истечении срока обета, тогда обет предписывалось начинать заново.

(Ст.19-21). Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). 

Обычная проповедь Ап. Павла в синагоге пришлась по сердцу ефесских иудеев, которые «просили его побыть у них долее», но приближающийся праздник в Иерусалиме, вероятно Пасхи или Пятидесятницы, было «нужно непременно провести» апостолу в Иерусалиме, и он не мог исполнить их просьбы, обещая вернуться опять, что и исполнил очень скоро (Деян 19:1).

(Ст.22). Побывав в Кесарии, он приходил [в Иерусалим], приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

Посещение Павлом Иерусалима. Каким бы кратким это посещение ни было, оно, тем не менее, было выражением почтения к первой церкви.

(Ст. 23). И, проведя [там в Антиохии] несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Он пришел в Антиохию для того, чтобы снова увидеться с местными служителями и пообщаться с ними. Отсюда он был послан церковью на миссию, поэтому он дорожил отношениями с этой поместной церковью. С этой церкви начинается 3-е мис. путешествие Павла.

(Ст.24-25). Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Аполлос прекрасно владел своей речью, он был муж разумным с горящим сердцем. Аполлос имел ограниченное представление об учении Христа, усвоил только общие понятия Евангелия, главным из которых заключается в том, что Иисус есть Христос, и что Он есть Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, но он нуждался еще в точнейшем объяснении пути Господня.

(Ст.26-27). Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,

Прискилла и Акила, будучи сотрудниками Апостола Павла, представили Аполлосу ясную и методически выверенную истину о Господе Иисусе, о чем ранее Аполлос имел лишь смутное представление. Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице Господа Иисуса от Прискиллы и Акилы, Аполлос выступает в Ахаии уже наставленным проповедником. Таким же точно образом и духовно зрелым христианам следует наставлять молодых, подающих надежды, проповедников.

(Ст.28). ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.  

Деятельность Аполлоса в Ахаии прекрасно охарактеризована Ап. Павлом в 1Кор 3:6: «я насаждал, Аполлос поливал…». В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность. Впоследствии Аполлос был Епископом в г. Смирны.

                        ВОПРОСЫ: 

  1. Зачем Павел придерживался ветхозаветных правил?
  2. Кто такие Прискилла и Акила?
  3. Какую роль Прискилла и Акила сыграли в становлении Аполлоса?
  4. Какие сильные и слабые стороны мы видим у Аполлоса?
  5. Каким образом я служу молодым проповедникам?

Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения» Сергеем Киришко. Вы также можете найти его на сайте церкви: www.slovospaseniya.ru